Биография Сулейманова Магомеда Мирзаевича
Цель в жизни не в том, чтобы стяжать себе бессмертную славу… Она в том, чтобы превращать каждый день в маленькую вечность.
Андре Моруа
Не многие из нас могут сказать, что вся жизнь его являла собой путь к одному смыслу, который воплощался в виде разных целей. Едва ли кому из нас повезло с отрочества понять смысл своей жизни: для чего мы призваны и к чему не просто хотим стремиться, а готовы приложить много усилий, труда ради себя, знающего и стремящегося к достижению смысла своей жизни.
В какой-то момент взросления мы перестаем интересоваться неизведанным и предпочитаем уже идти по истоптанным путям, превращаясь в большинство, в массу, в толпу. И лишь некоторые сохраняют свой детский интерес к жизни, любовь к ней, проявляемые в любознательности, перед которой рушатся все препятствия.
Именно о таком человеке и хочется рассказать. И человек этот — Магомед Сулейманов – Председатель отделения Союза кинематографистов в Дагестане сегодня или мальчишка с горного аула вчера, которого по жизни пронесло одно впечатление от кадров увиденного впервые фильма. Но все это кратко, и сегодня это не просто Председатель и вчера был не просто мальчишка.
Жизнь Магомеда Сулейманова началась в тяжелую эпоху — эпоху преодоления мирового зла – во время Второй мировой войны. Наверное, дух времени остался в нем и научил не сдаваться и оставаться несломленным, несмотря на все преграды и лишения жизни, которые находились на его пути к целям, что росли вместе с ним.
Посредник, на мой взгляд, не всегда удачный выбор, когда хочется услышать истину. Поэтому биографию Магомеда Мирзаевича Сулейманова буду рассказывать не я:
«Я родился в страшный год для нашей страны – в 1941 году. И, может быть, для моих родителей это не было большой радостью на фоне всеобщего горя в стране. Но, тем не менее, я вырос. Отца потерял на фронте (погиб в 1942 году). Мать все время работала в трудных условиях на колхозе. Воспитанием моим заняться было некому. И в 1948 г. меня отдали в Ходжалмахинский детский дом, где я два года проучился и убежал. В это время из Донбасса приехал мой дядя, брат моей матери. Он работал шахтером. Остался в Донбассе после войны. Детей у него не было, и он забрал меня на воспитание».
Магомед Сулейман пробыл у дяди пять лет, а в 1955 г. снова вернулся домой, в село Аямахи Сергокалинского района. Окончив там 5-ый класс, поступил в интернат в районном центре. Там проучился 6-ой класс, а с 7-го по 10-ый класс проходил обучение уже в интернате горцев в Избербаше.
«Как-то в село привезли кинопередвижку. На годекане кто лежал, кто сидел на камнях. Старики, дети… У братьев Люмьер при демонстрации первого фильма "Прибытие поезда на вокзал Ла Сюита" в кафе на парижском Бульваре Капуцинок все посетители в ужасе шарахнулись к выходу, так и здесь был кадр, когда конница скачет галопом прямо «на зрителя», и в этот момент весь годекан от мала и до велика в считанные секунды с воплями и криками разбежался во все стороны. Тогда-то я не знал, что это за фильм, но сейчас знаю — «Амангельды Иманов» (война с басмачами).
Таково было первое мое знакомство с кино. Второй раз я увидел фильм Михаила Рома «13», уже будучи у дяди, на ту же тему, и тогда, не зная, что это такое, подсознательно понимал, что желаю принимать в этом участие…»
Тогда-то и определился дальнейший жизненный путь Магомеда Сулейманова. Проходя обучение уже в интернате горцев, он старался принимать участие в школьной и городской художественной самодеятельности. Позже уже садился в поезд и регулярно выезжал в Махачкалу, чтобы брать уроки у ведущих артистов и режиссеров дагестанских театров: Русского, Кумыкского. Брал уроки у Жидковеса, Камаева, Рустамова. Они помогали ему готовиться к поступлению.
«Закончил 10 классов и поехал в ГИТИС поступать. Но, к сожалению, в тот год Фурцева Е., министр культуры СССР, вынесла приказ «на режиссерский принимать только с двухгодичным стажем в кино или в театре». А я — сразу после 10 класса. Хоть экзамены мной и были сданы нормально, а по режиссуре и вовсе получил 5, место мое занято оказалось грузинами. Позже станет известно — не просто так.
Я вернулся, и в этот 1961 год открылся Даргинский театр. Поступил туда, чтоб наработать практику. Через год в 1962 г. Открылось при Ереванском художественно-театральном институте отделение режиссуры на русском языке, с отличием поступил туда, проучился, а после, по решению совета министров Армении и Дагестана, стажировался на «Арменфильме», где жил жизнью кино, сам снимался, разрабатывал некоторые эпизоды, там же сдавал курсовые...»
Магомед Сулейманов в итоге окончит институт и защитится фильмом «Не вернулся на базу», повествующем о Герое Советского Союза Валентине Эмирове. Пройдет еще 20 лет, а эта картина будет демонстрироваться каждый праздник 9 мая: тогда других фильмов эту тему еще не было снято. И вроде все начало устраиваться и потихоньку вставать на свои места. Но не тут-то было.
«Хотел остаться там, в Армении, давали прописку, квартиру, работу в институте и на «Арменфильме», но обком партии меня отозвал на родину: якобы «здесь собираются открывать киностудию», и «нам такие специалисты нужны самим» и т.д.
Приехал, два года проработал на телевидении, смотрю, нет никакой киностудии и ничего нет. Начал тогда сниматься в фильмах «Адам и Хева» («Мосфильм»), «Взрыв после полуночи» на «Арменфильме». Работая на «Мосфильме», решил остаться там. Вернулся, чтоб поменять квартиру, семью забрать, согласовать другие подобные вопросы. Снова вызывает обком и говорит: «Мы тебя готовили! Вкладывались в тебя! Ты даргинец, у нас в Даргинском театре нет режиссера…» В общем, проработал в Даргинском театре год, за это время вывел его в ведущие театры. А киностудии никакой так и не открылось, и движения никакого по этому поводу не наблюдалось. Чувствую: погибнет во мне творческая личность. Решил уехать в Москву. Снова.
В это же время в Каспийске в любительскую киностудию «Дагестан» закуплена была профессиональная техника разными организациями, как Дагдизель, Дагнефть, Дагрыба, Машиностроительный завод и другие. Так вот, они решили поставить Москву перед фактом «у нас есть профессиональная техника, дайте нам статус Государственной киностудии». Москва, естественно, не давала согласие и не рассматривала киностудию всерьез. А, чтобы стали рассматривать, необходимо было продемонстрировать, выпушенные этой студией несколько хороших фильмов. Вот меня и попросили ее возглавить.
Вот в кино есть понятие «замкнутый цикл» — от сценария до тиражирования, а там этого не было. Все было кустарным, не хватало некоторой аппаратуры, некоторая была самодельной. Пришлось связываться с «Мосфильмом», киностудией «Орджоникидзе», «Азербайджанфильмом» и другими, чтобы собрать кое-как все, что нужно, пусть и старое. Замкнул цикл. Начали снимать фильмы: что ни фестиваль – гран-при, что не фестиваль — первое место! И тогда о нас заговорили, стали печатать. Тогда я и поставил вопрос перед обкомом партии о присвоении государственного статуса киностудии, но смотрю — никто по столу не бьет и не доказывает ЦК, что Дагестан – уникальная республика, несравнимая по потенциалу и особенностям с другими республиками, что здесь 33 нации.
В общем, я подал документы на Высшие курсы кинорежиссеров при Госкино СССР. Перед поступлением, но уже после подачи документов, Верховный Совет СССР выбрал в качестве депутата от Дагестана Ермаша Филиппа Тимофеевича, председателя Госкино СССР. Выбрали с мыслью открыть у нас киностудию. Но он, будучи у меня на киностудии в Каспийске, говорит: «Я не могу открыть у вас киностудию, так как это прерогатива ЦК, единственное, что могу: вот я слышал, что Магомед Сулейманов идет на Высшие курсы кинорежиссеров, после их окончания я создам условия на Мосфильме, чтобы 5-6 специалистов с Дагестана могли бы с семьями там жить и работать». Мы согласились. В 1976 году, когда заканчивал курсы, я встретил Умаханова М.-С. в Москве и изложил ему, какой был разговор. Он переговорил по этому поводу на партийной конференции.
26 декабря 1976 года звонит мне 3-ий секретарь обкома партии Исмаилов Шахбаз Азизович с поздравлениями по поводу успешного исхода вопроса. Ну, числа 7 я иду к Ермашу Ф.Т. Он кладет ключи: «Вот вам трехкомнатная квартира на улице Мосфильмовской и работа на «Мосфильме»! На данный момент могу выдать только вам. Остальным нужно подождать: сейчас подготовка съезда партии, а после и его решение. Все это продлится год. А это мне нужно выйти на Совмин СССР».
Тогда я поступил наивно: отказался и от ключей, и от работы, побоялся, что не смогу один там что-то делать. По распределению поехал в Орджиникидзе на Северо-Кавказскую студию кинохроники. Но я надеялся, что раз на таком высоком уровне поднят вопрос, то к нему должны будут вернуться. Я надеялся на это. И поступки мои объяснялись этим. Работая в Орджоникидзе, приехал в Махачкалу, встретил Умаханова М.-С., а он мне: «Привет москвич». А я говорю: «Я не москвич, я осетин». Он удивился: «Как это так?!» Он был возмущен, ведь Ермаш Ф.Т. обещал ему решить этот вопрос. В общем, снова отозвали меня в Дагестан, назначили на ту же киностудию и, если в Орджоникидзе я снимал один фильм в год, то здесь мог снимать четыре.
После развала СССР перешел на телевидение, 2 года проработал главным оператором. Должность главного режиссера была занята. И Михалков попросил открыть Дагестанский филиал Союза кинематографистов в Махачкале. Открыл. А с 2012г. мы уже не филиал, а отделение.
За время открытия отделения было снято очень много фильмов, проводится ежегодно международный фестиваль «Сталкер», проводится фестиваль «Радуга». Но вся наша деятельность ограничивается отсутствием кинотеатра, где могли бы демонстрироваться наши фильмы, пропагандирующие культуру, не противоположную нашей настоящей.
Планируется обращение к президенту Дагестана Р. Абдулатипову, чтобы он пошел нам, кинематографистам Дагестана, навстречу в открытии киностудии документальных фильмов, на базе которой со временем можно б было снимать и художественные фильмы.
Также на последнем Пленуме Союза кинематографистов меня поддержал и С. Михалков в идее реанимировать Северо-Кавказскую студию кинохроники во Владикавказе, которая не финансируется уже 20 лет с распада СССР. И вот его собираются продать с молотка. Мы написали письмо президенту, он ее проконтролировал и дал добро открыть киностудию документальных, художественных, анимационных, фильмов на Северном Кавказе. Медведев со своей структурой в министерстве готовит документацию на открытие. И у нас в Дагестане теперь будет свой корпункт, свои фильмы».
За всю свою творческую жизнь Магомед Сулейманов снял больше 119 фильмов, более 3 000 видеосюжетов для телевидения, поставил 5 спектаклей в театре, сам сыграл в качестве актера в более чем 10 фильмах, отмечен множеством наград и званиями (Заслуженный работник культуры Дагестана и РФ, дважды лауреат Государственных премий, лауреат премии Гамзата Цадасы, лауреат премии Ленинского комсомола, Кавалер ордена Дружбы, Кавалер ордена Петра Первого, почетный гражданин разных аулов).
Его деятельность была оценена и зарубежными кинодеятелями, которые в составе делегации США посетили киностудию «Дагестан» в Каспийске. По возвращении делегации в штаты Магомеду Мирзаевичу было выслано предложение о снятии 2-ух картин. Но снова судьба одернула его – умерла мать, и он был вынужден отказаться от поездки.
Если для кого-то цели легко преподносятся фортуной и успех как будто бросается в объятья сам, то Магомеду Сулейманову приходилось работать, работать много, всегда, вопреки, продолжая из года в год заниматься тем делом, к которому в детстве разгорелся любовью.
Его обширная фильмография состоит из живых картин: «Ислам в Дагестане», «Пусть возвращаются птицы», «Не вернулся на базу», «Мой дом — Дагестан», «О чем поют родники», «Прозрение», «Мое сердце в горах», «Берегите матерей», «Двадцать лет спустя», «Ожидание», «Время собирать камни» и многих других. Все они объединены трепетной любовью режиссера к своей родной земле и природе, к своему пестрому, как цветущий луг, народу, к великой истории своего отечества.
Казалось бы, что еще нужно, чтобы понять – жизнь прожита не зря, прожита с пользой и достигнуты цели, что пора насладиться достижениями и обрести покой?! Но Магомед Сулейманов грезит о той самой вершине, к которой шел всю свою творческую жизнь: «Есть почет и уважение, но нет удовлетворения от работы и от жизни, пока не открою киностудию в Дагестане и не сниму хотя бы один художественный фильм…»
Открытие Северо-Кавказской киностудии ожидается в следующем году и, наверное, цель всей его творческой жизни длительностью более полувека можно считать частично достигнутой. Мы же будем продолжать следить за его достижениями и картинами.
Гора так высока не для того, чтобы ты, глядя на неё, чувствовал себя ничтожным. Она даёт тебе цель в жизни.
Если ты без цели бродишь по тропе, ведущей к горе, потрудись забраться на неё. Быть может, ты так и не дойдешь до вершины, быть может, выдохнешься на полпути, но так или иначе, вид, который предстанет перед тобой, будет лучше, чем сейчас. Гинтама
ФИЛЬМОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ КИНОРЕЖИССЕРА СУЛЕЙМАНОВА М.М.
№ | Название фильма | Времяв мин | Год вы-пуска | Автор | Киностудия |
1. | «Не вернулся на базу» | 20 | 1966 | автор, режиссер | Дагест. телевидение |
2. | «Полчаса до рассвета» | 20 | 1968 | сорежиссер | Дагест. телевидение |
3. | «Главная улица» | 15 | 1970 | режиссер | к/с «Дагестан» |
4. | «Операция «Портвейн-13»» (игровой) | 20 | 1972 | автор, режиссер | к/с «Дагестан» |
5. | «Эстафета чемпионов» | 20 | 1972 | режиссер | Сев-Кавк.студия хрон. |
6. | «О чем поют родники» | 10 | 1973 | режиссер | к/с «Дагестан» |
7. | «Баллада о Нарын-кале» | 10 | 1973 | автор-режиссер | к/с «Дагестан» |
8. | «Рабочей гвардии рядовой» | 10 | 1973 | автор-режиссер | к/с «Дагестан» |
9. | «Монолог о рабочей гордости» | 20 | 1974 | автор-режиссер | к/с «Дагестан» |
10. | «Дагестанские узоры» | 10 | 1974 | режиссер | Сев-Кавк.студия хрон. |
11. | «Мастер Гебек» | 10 | 1974 | режиссер | Сев-Кавк.студия хрон. |
12. | «Мой дом кошара» | 10 | 1975 | режиссер | Сев-Кавк.студия хрон. |
13. | «За рекой за Тереком» | 10 | 1976 | режиссер | к/с «Дагестан» |
14. | «Хозяева горных дорог» | 10 | 1977 | автор-режиссер | к/с «Дагестан» |
15. | «14 огненных дней» | 10 | 1978 | автор-режиссер | к/с «Дагестан» |
16. | «Пусть возвращаются птицы» | 60 | 1979 | режиссер | Сев-Кавк.студия хрон. |
17. | «Мой дом Дагестан» | 20 | 1980 | режиссер | «Центрнаучфильм» |
18. | «Рожденный у моря» | 20 | 1981 | автор, режиссер | к/с «Дагестан» |
19. | «Клятва Гиппократа» | 30 | 1981 | автор, режиссер | к/с «Дагестан» |
20. | «Здравствуй, Махачкала» | 10 | 1981 | режиссер | Сев-Кавк.студия хрон. |
21. | «Пусть к успеху» | 30 | 1982 | режиссер | к/с «Дагестан» |
22. | «И все за одного» | 20 | 1982 | автор-режиссер | к/с «Дагестан» |
23. | «Сумбатль» | 10 | 1984 | режиссер | к/с «Дагестан» |
24. | «Поездка в мае» | 10 | 1985 | режиссер | к/с «Дагестан» |
25. | «Цех культуры» | 30 | 1985 | автор-режиссер | к/с «Дагестан» |
26. | «Пока планета еще жива» | 10 | 1985 | автор-режиссер | к/с «Дагестан»/ «Моснаучфильм» |
27. | «Прозрение» | 10 | 1987 | режиссер | к/с «Дагестан» |
28. | «Златокузнецы» | 10 | 1987 | автор-режиссер | к/с «Дагестан» |
29. | «Берегите матерей» | 10 | 1988 | режиссер | к/с «Дагестан» |
30. | «Забудьте слово эксперимент» | 20 | 1990 | режиссер | к/с «Дагестан» |
31. | «Ислам в стране гор» | 45 | 1990 | режиссер | к/с «Дагестан» |
32. | «Мое сердце в горах» | 20 | 1991 | режиссер | к/с «Дагестан» |
33. | «Носящие в груди огонь» | 30 | 1993 | автор-режиссер | к/с «Дагестан»/ Сев-Кавк.студия хрон. |
34. | «Рожденный делать добро» | 20 | 1995 | режиссер | к/с «Дагестан» |
35. | «С надеждой о будущем» | 20 | 1996 | режиссер | к/с «Дагестан» |
36. | «Взрыв после полуночи» | 20 | 1997 | автор-режиссер | к/с «Дагестан» |
37. | «Слово и дело» | 10 | 1999 | автор-режиссер | к/с «Дагестан» |
38. | «70 лет ДГУ» | 45 | 2000 | автор-режиссер | Дагест. телевидение |
39. | «Пусть возвращаются птицы» 2 части | 20 | 2003 | автор-режиссер | Даг.филиал СК РФ |
40. | «Кизляр – форпост Российской славы» | 36 | 2005 | автор-режиссер | Дагфилиал СК РФ |
41. | «Мой город у моря» | 23 | 2006 | автор-режиссер | Дагфилиал СК РФ |
42. | «Потомки древнего Кайтага» | 36 | 2005 | автор-режиссер | Дагфилиал СК РФ |
43. | «Печаль и слезы Родины моей» | 40 | 2006 | автор-режиссер | Дагфилиал СК РФ |
44. | «Время собирать камни» | 40 | 2006 | автор-режиссер | Дагфилиал СК РФ |
45. | «Часовые эфира» | 26 | 2007 | автор-режиссер | Дагфилиал СК РФ |
46. | «Искусство, рожденное в горах» | 26 | 2007 | автор-режиссер | кинокомпания «Магафильм» |
47. | «Сказка поющих узоров» | 26 | 2007 | автор-режиссер | кинокомпания «Магафильм» |
48. | «Сказка таинственных узоров» | 26 | 2007 | автор-режиссер | кинокомпания «Магафильм» |
49. | «Дербент – свидетель тысячелетий» из цикла «Жемчужины Дагестана» | 26 | 2008 | автор-режиссер | кинокомпания «Магафильм» |
50. | «Дорогая моя столица. Петровск-Махачкала» из цикла «Жемчужины Дагестана» | 26 | 2008 | автор-режиссер | кинокомпания «Магафильм» |
51. | «Форпост Российской славы» из цикла «Жемчужины Дагестана» | 26 | 2008 | автор-режиссер | кинокомпания «Магафильм» |
52. | «Искусство, древнее как мир» | 29 | 2008 | режиссер | Дагфилиал СК РФ |
53. | «Легендарные герои минувшей войны» «Возрождения ислама» «Русское сердце вершин снеговых» «Краски души моей» «Источник знания и мудрости» «Джами всегда с нами» «Надежда эканомики» «Сеятель надежды и добра.» «Дербент свидетель тысячалетий» «С чего начинается Родина» | 52 26 26 26 26 35 35 30 30 26 1,19м | 2010 2010 2011 2011 2012 2013 2013 2013 2014 1015 | автор-режиссер автор –режиссер автор-режиссер автор-режиссер автор –режиссер авт-реж авт-реж. Автор-реж. | Кинокомпания «Ракорд» к/с «Сириус» к-к Ракорд» к/к «Ракорд» Даг.отделения СК РФ. Даг. Отд.СК.РФ. Даг. Отд.СК.РФ Даг.отд.СК.РФ. к/с вифсаида Даг.отд.СК.РФ. |
Всего снято 123 фильма |
В карточке указаны значительные работы.
Более 40 фильмов – лауреаты международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов.
Фильмы «Дагестанские узоры», «О чем поют родники», «Поездка в мае», «Сумбатль», «Мой дом Дагестан» демонстрировались в 68 странах мира
СУЛЕЙМАНОВ МАГОМЕД МИРЗАЕВИЧ
Председатель Даг.отделения СК.РФ,
заслуженный работник культуры РФ и РД,
лауреат государственных и международных
премий, кавалер ордена Дружбы,
ордена Петра Великого,
кинорежиссер, член Правления СК РФ