Духовность и культура – основа интеллигента
Я благодарен редакции и автору статьи Хаджи-Мурату Доного, что подняли на страницах газеты эту давно забытую тему, тем более, что сегодня эта тема как никогда актуальна.
В моем понимании, интеллигенция – это та прослойка общества, которая профессионально занимается сложным умственным, творческим трудом, развитием и распространением культуры, понимающая проблемы общества, мыслящая для совершенства моральных ценностей народа, и с разумной долей мудрости применяющая свои знания во имя поступательного развития общественного строя,
После революции 1917 года прошлого столетия большая часть интеллигенции эмигрировала в разные страны мира, в том числе и дагестанская. Новая власть стала формировать собственную интеллигенцию из рабочих и крестьян, отвечающую веяниям нового времени. Но эта интеллигенция развивалась под неусыпным оком партии, и если кто-то из этой прослойки не был согласен с линией партии и хотел выразить собственное мнение, то таких называли диссидентами, отщепенцами, врагами народа и руками остальной части интеллигенции клеймили их позором. Вспомните Пастернака, Солженицына, Сахарова, как их братья по перу осуждали за «предательство».
Вспомните знаменитые шестидесятые годы, когда наша интеллигенция рукоплескала Хрущеву за «оттепель», за мнимую свободу, за разоблачение культа личности Сталина, и вспомните, как она молчала, когда он разгромил художественную выставку в Манеже, ни один не удосужился ответить в прессе зарвавшемуся, ограниченному правителю. А все потому, что у нас интеллигенция не защищена законом, она напоминает марионетку, роль которой сводится к тому, чтобы одобрять курс правительства.
В свое время в нашем прокате шел итальянский фильм «Они шли за солдатами». Незатейливый сюжет этого фильма таков: во время войны солдаты итальянской армии идут на передовую, а за ними едет автобус с девочками из публичного дома. Пусть простит меня читатель за неинтеллигентный пример, но наша интеллигенция чем-то напоминает этот сюжет. В среде нашей интеллигенции нет единства, нет патриотизма, нет всепоглощающей любви к своему народу.
Наглядный пример – 90-е годы, когда при молчаливом согласии интеллигенции горе-демократы дружно развалили могучий Советский Союз. Многие из них предали свой народ и переметнулись в лагерь демократов, а другая часть как страусы зарыла свои головы в песок и так до сих пор и не подняла. К сожалению, голос одного – голос вопиющего в пустыне, а единого сплоченного голоса интеллигенции, выражающего чаяния народа, нет. Пользуясь такой слабостью, Дума и Правительство принимают антинародные законы, такие как, например, монетизация, пошлины на иномарки и т.д. Пока народ стихийно не выразил свой протест, интеллигенция и не думала защитить свой народ от произвола чиновников.
Я прекрасно понимаю, что интеллигенция для достижения своих целей пользуется исключительно словом, с позиции убеждения, научной мысли и ни в коем случае не при помощи оружия. Наш общество сегодня как слоеный пирог – нет единства. И роль интеллигенции – вскрыть тот нарыв, что мешает движению вперед. А негатива накопилось ой как много - это и моральная деградация, бескультурье, безграмотность, наркомания, беззаконие и многое другое чуждое нашему менталитету, нам надо бы вместе выкорчевать эту гниль, а для этого интеллигенция, и только она, должна поднять знамя просвещения и культуры, а не тупо молчать, будто это не ее дело.
Я считаю, что в каждом деле или в обществе должен быть лидер. Таким лидером у интеллигенции Дагестана многие оды был Расул Гамзатович Гамзатов. При нем в Дагестане постоянно проводились встречи писателей со всего Союза и зарубежья. Проводились поэтические вечера, конференции, организовывались поездки в районы. Народ общался со своими героями. К сожалению, сегодня этого нет и не потому, что Магомед Ахмедов этого не хочет, а потому, что нет правительственной воли, нет финансирования. Если раньше такие мероприятия проводились за счет правительственной поддержки и больше на энтузиазме, то сегодня, в условиях рыночной экономики, каждое мероприятие требует стопроцентного финансирования. А где взять средства, если сама интеллигенция, союзы, общественные организации сами находятся на дотации у государства, а энтузиазм, к сожалению, иссяк с развалом Союза.
Сегодня творческая интеллигенция поставлена в жесткие экономические рамки. Изобретатели не могут внедрить свои изобретения, писатели не могут издать свои труды, кинематографисты не могут снять фильмы и т.д. Годами писатель трудится над своим произведением, и завершив свой труд, должен искать спонсоров на издание, а издав, не может реализовать, поэтому творческая интеллигенция и потеряла политическую активность, она сегодня брошена на рельсы рыночной экономики. В таком же положении находится и кинематограф. Разве им до проблем народа, когда у самих голодные дети дома.
Интеллигенция, как и весь народ, возлагает большие надежды на нового Президента и его команду. Магомедсалам Магомедалиевич унаследовал все те положительные черты характера своего отца, рода, что так ценны для горца, поэтому нет сомнения в том, что он протянет руку помощи интеллигенции Дагестана и обязательно встретится, выслушает и поможет.
Мы на волне пресловутой демократии растеряли много ценного, годами проверенные институты гражданского общества, и в результате получили то, что имеем. Я очень уважаю Хаджи-Мурата Доного, читаю его статьи с удовольствием, познаю для себя много нового, но не могу согласиться с ним в той части, где он отвечает на вопрос журналиста: «Известный журналист и писатель Виталий Третьяков сказал: «Трудно поверить в искренность человека, вчера игравшего роль Ленина, а сегодня Ленина обличающего. Как вы относитесь к этой точке зрения?»
« - Здесь перемешались искусство и политика: актер, зарабатывающий на жизнь – это одно, а политик – это совершенно другое… Б.Ельцин когда-то был коммунистом, затем стал демократом со свечкой в руках. Считаю, что каждый человек должен иметь шанс пересмотреть свои взгляды, и нельзя их обвинять во флюгерстве, предательстве. Пройдя через муки и терзания, они пересмотрели свои прежние взгляды и пришли к новому пониманию общественно-политических процессов».
Дорогой Хаджи-Мурат, может быть, я не так понял Вашу мысль, простите, но я не могу согласиться, что человек бесконечно может менять свою позицию, мышление, моральные ценности и менять свою ответственность по отношению к своему народу.
В советское время я был знаком, дружил со многими политическими, общественными деятелями республики. В результате перемен в обществе многие из них, как Вы говорите, «пройдя через муки и терзания пересмотрели свои взгляды, пришли к новому пониманию общественно-политических процессов». В результате те, в кого я верил как в Бога, оказались двуличными, мелкими спекулянтами. Наверное, и у Вас были такие друзья, в которых пришлось разочароваться.
Я понимаю, человек не может быть идеальным. Идеален только Всевышний, который дал нам свои заповеди, но, к сожалению, многие сегодня кинулись в религию, но заповеди не исполняют. В душе каждого человека должен быть Бог, который контролирует его поступки, мысли и дела. Сегодня общество больно, и роль интеллигенции не сиделки, а врача. Она должна, наконец, осознать свою ответственность перед народом и сделать все возможно для духовного возрождения.
У меня уже много лет есть свои духовные и моральные ориентиры, встречи с которыми воспринимаю как большой праздник. Это профессор Расул Магомедович Магомедов, пусть земля будет ему пухом и память людская пусть не померкнет о нем. Мы долгие часы вели беседы об истории наших народов. Это был настоящий интеллигент, и ушел от нас, не изменив своим моральным принципам.
Магомедали Магомедович Магомедов, 80-летний юбилей которого всенародно отметили, зная которого много лет, мне не пришлось ни разу усомниться в его искреннем отношении к своему народу. Он это ежедневно доказывал на своем посту. Это настоящий интеллигент, умеющий слушать, мыслящий, разумный. Он тоже политик, но принципы свои не изменил.
Гаджи Гамзатович Гамзатов – это человек, от которого исходит положительная аура. Я работал на телевидении, когда он был председателем Комитета Гостелерадио, потом, работая главным режиссером Даргинского театра в его бытность министром культуры РД, я многие годы общался с ним и искренне уважаю этого гиганта науки и большого человека. Он интеллигент в хорошем понимании этого слова.
И, наконец, Саид Джапарович Амиров, интеллигент новой формации. Он соединил в себе и политика, и интеллигента. Вся его жизнь посвящена служению народу. Это удивительный человек, его работоспособности, его терпению и умению согреть душу посетителя надеждой и оптимизмом нет равных, он поистине лидер среди интеллигентов. Зная его много лет, часто общаюсь. Он принимает активное участие во всех мероприятиях, проводимых Союза кинематографистов РФ.
Я перечислил только четырех, чья беззаветная любовь к своему народу не вызывает сомнения. Это честь и совесть нации, поэтому и народ тянется к ним. Я не сомневаюсь, в Дагестане много интеллигентов, чей труд и дела заслуживают пристального внимания. Они трудятся в разных отраслях народного хозяйства, но, к сожалению, они разобщены, а хотелось бы иметь своего лидера, чтобы голос интеллигенции Дагестана услышал народ и правительство.
Я вполне согласен с Хаджи-Муратом, что образованный и культурный человек это еще не интеллигент. Расскажу вам случай из своей жизни. В 50-е годы я жил у дяди в Донбассе. И вот как-то в воскресенье мы пошли с ним на продуктовый рынок. Дядя купил мне мороженое и сказал: «Ты тут постой, а я пройдусь по рынку». Вдруг мое внимание е привлекла группа людей у прилавка, где торговали помидорами, они громко разговаривали и ругались. Я подошел ближе и увидел директора своей школы, кличка которой была «интеллигентный сухарь». Разинув рот от изумления, я слушал ее не вполне интеллигентную речь, она же, не обращая внимания на собравшуюся толпу, бранилась на равных с базарной торговкой из-за гнилых помидоров. Наругавшись вдоволь и пройдя мимо меня, она обратилась и ко мне: «Мальчик, закрой рот, а то кишки простудишь». После этого случая я три дня не ходил в школу, а когда рассказал дяде о причине, он, усмехнувшись, сказал: «В жизни ты еще немало встретишь кабинетных интеллигентов, а настоящие народные интеллигенты скромны и не выпячивают свою интеллигентность». Это сказал мне простой шахтер.
Я в начале статьи говорил, что каждый интеллигент должен делать для своего народа что-то полезное. Так вот, Дагестанский филиал Союза кинематографистов РФ планирует в рамках мероприятий доброй воли провести акцию духовного возрождения нации. Мы планируем показать 24 отечественных фильма в высокогорных районах республики для патриотического воспитания молодежи.
В заключение я бы просил нашу творческую, научную интеллигенцию откликнуться на статью Хаджи-Мурата Доного и высказать свои мысли.
С уважением,
М.Сулейманов,
директор Дагестанского филиала
Союза кинематографистов РФ