Кинематограф — это культура и просвещение
В 1895 году в Парижском «Гранд-Кафе» на бульваре Капуцино, Луи и Огюст Люмьер, с помощью проекционного кинескопа, доработанного изобретения американца Т. Эдисона, был показан короткометражный фильм «Прибытие поезда», который шокировал и напугал собравшуюся публику. Так появилась первая кинематографическая профессия кинооператор, вместе с ней пришёл и термин «кинодокумент».
Родоначальником советского кино является документальное кино, о котором В. И. Ленин в беседе с Луначаровым откровенно сказал: «Производство новых фильмов надо начинать с хроники». Об этом свидетельствуют первые кинорепортажи, в которых наиболее прозорливые, усмотрели не только рождение большого искусства, но и рождение серьёзного пропагандического оружия. Знаменитая фраза, сказанная В. И. Лениным «Из всех искусств, для нас важнейшим является кино» очень актуальна и в наши дни, когда невежество, бескультурие и цинизм захлестнули народы постсоветского пространства.
Отечественный кинематограф был для советского народа не только предметом развлечения, но и пропагандой культуры разных нардов, просвещения и науки, патриотизма, школой высокой морали и человеколюбия. На примерах героев отечественных фильмов, выросло несколько поколений. Кинематограф способствовал ускоренному развитию культуры, просвещения и науки в автономных республиках, краях, областях необъятной России. Интенсивная интеграция культур разных народов России с помощью кинематографа, способствовала единению народов на постсоветском пространстве. С годами кинематограф стал не только школой высокой культуры, но и экономически выгодным делом.
В Дагестане не было своей киностудии, но на обслуживание этой области работало 14 тысяч кино-клубных работников. 1700 кинозалов и клубов приносили доход в казну республики более 53 миллионов тех полноценных рублей, что составляло около трети всего бюджета республики. У нас был самый мощный кинопрокат на всём Северном Кавказе, более 14 тысяч кинокопий. Но, к сожалению, всё это в прошлом. Сегодня картина удручающая. В Махачкале всего 4 кинотеатра, и все они частные. В других городах республики нет ни одного. В клубах, домах культуры фильмы не демонстрируют. На смену тяжёлой киноаппаратуре пришла новая импортная видеоаппаратура. Но их никто не закупает. Складывается впечатление, что киноотрасль разрушили намеренно, чтобы отнять у народа культуру, тем самым привести её к деградации. Всё это способствовало наплыву иностранной низкопробной кинопродукции далёкой от ментальности наших народов.
Мы, старшее поколение, возмущаемся, когда молодые люди, наши соотечественники ведут себя по-хамски, выезжая за пределы республики. Они не чтят законы нравственности других народов и конфессий. Спрашивается откуда же они возьмут культуру, если в течение 20 лет они жили среди хаоса, беззакония, отсутствия нравственности и культуры. Они не получили с молоком матери ту высокую культуру и мораль, которая для их родителей была мерилом всей жизни.
Наши кинематографисты тоже способствовали моральной деградации народов. Вместо того, чтобы продолжить достижения отечественного кинематографа, они стали подражать зарубежной мас культуре: жестокость, убийство, наркомания, насилие, проституция как из рога изобилия посыпались на головы людей с экранов телевизоров и кинотеатров.
Я, с трибуны съезда, обращался к коллегам с просьбой остановить этот поток грязи. Но, увы, как сказал мне один мой товарищ «Мы сегодня настолько не защищены ни морально, ни материально, что если я сегодня откажусь от экранизации пошлого сценария, то завтра они найдут другого, которому надо кормить семью, и ему наплевать на твою мораль». Наверное, именно поэтому, чтобы хоть как-то изменить существующее положение Владимир Владимирович Путин, собрал ведущих кинематографистов России на совещание в Сочи, где на повестке дня стоял вопрос: «Дальнейшее развитие отечественного кинематографа». Думаю, по результатам этого совещания выйдет указ, где будет уделено внимание и национальной кинематографии.
В Советский период на Северном Кавказе существовали 2 киностудии: «Алания» — для съёмок художественных фильмов, и студия кинохроники. Они обслуживали 5 республик. Но, к сожалению, уже 20 лет они не работают, так как нет средств.
Я окончил институт в 1966 году, и с этого периода ежегодно собирал большой кворум, начиная с первого секретаря Обкома, заканчивая председателем Дагоблсовпрофом. Я предлагал разные проекты для открытия собственной киностудии. Но ни один глава республики не стал доказывать в ЦК, что нам необходимо иметь собственную студию, мотивируя, тем, что мы автономная республика, и если разрешить одному, то и другие станут просить. Тогда председатель Совмина Шахрудин Шамхалов инициировал выбрать депутатов Верховного Совета СССР от Дагестана Председателя комитета Госкино СССР Ермаша, который, будучи у меня на киностудии «Дагестан» в Каспийске, твёрдо обещал сколотить творческую группу Дагестанских кинематографистов на базе «Мосфильма» для съёмок одного фильма в год. Но, к сожалению, и эта мечта канула в лету.
Всё это время меня не покидала мысль открыть в Дагестане свою национальную студию. В течение 20 лет я четырежды обращался к разным руководителям республики с просьбой открыть киностудию. И только в четвёртый раз мне улыбнулась удача. Я получил положительное решение от Рамазана Гаджимурадовича Абдулатипова. Его, как и меня беспокоит моральное состояние нашего народа. Нас объединяет стремление поднять культуру и нравственность в нашей республики. Не сомневаюсь, что Республиканская Государственная Киностудия будет способствовать культурному возрождению нашего народа.
Я думал так и унесу свою мечту в могилу. Но есть люди, для которых судьба народа не пустой звон. Я, так думал по своей наивности. Но, увы, не долго я радовался. На днях мне сообщили, что подготовка документов на открытие киностудии приостановлена Министерством Культуры РД. Почему непонятно. Ну что же, я ждал сорок семь лет, подожду ещё
В 1919 г. 27 августа был подписан декрет о национализации кинематографа. 27 августа мы отмечаем 94 годовщину отечественного кинематографа. За этот период многие дагестанцы посвятили свою жизнь кино. Первая актриса, сыгравшая роль жены Ивана Грозного в фильме «Крылья Холопа» была Софият Оскаровна. Великан Осман Абдурахманов сыграл в фильмах «Остров Сокровищ», «Детство Горького», «Богдан Хмельницкий». По сценариям народного писателя Ахмедхана Абубакара снято около 15 фильмов: «Тучи покидают небо», «Ожерелье для моей Серминаз», «Адам и Хева», «Тайна рукописного Корана» и т.д. Ислам Казиев, артист и режиссёр, также снял несколько фильмов.
В документальном кино работали талантливые дагестанцы, такие как: сценарист Пётр Малаев, режиссёры Абдурахман Алиев, Юсубек Шахназаров, сценарист Феликс Астратянц. Новое поколение кинематографистов уже в наше время несёт эстафету, такие как: Ибряев Курбан – кинорежиссёр, Карен Арзуманов, Елена Тагирова, Александр Евтушенко, Абдула Бечедов, Марита Мугадова, Олег Санаев, Ислам Ханипаев, Мурад Абдуллаев и многие другие, которые стремятся в своих фильмах отобразить всю палитру положительных образов Дагестана и дагестанцев.
Я хочу в этот день поздравить всех своих коллег и всех любителей кино с праздником Кино России, и пожелать им счастья и творческих удач во имя Дагестана и России.
Председатель Дагестанского отделения М. Сулейманов
«Союз Кинематографистов РФ»,
Заслуженный работник культуры РФ,
лауреат государственных и международных премий