Магомед Сулейманов: "Кино, которое надо лечить" (личное мнение члена СК)

 Прочитав интервью с Юрием Щербаковым - "Документальное кино не может быть объектом рыночных отношений", я необычайно обрадовался тому, что мой товарищ тонко и мудро раскрыл роль документального кино в нашем обществе, его огромное значение в деле морального и этического воспитания народа.

Действительно, правительственные решения 90-х годов разрушили искусство документального кинематографа практически до основания. На экране давно уже нет свойственного нашему обществу гуманизма. Зато есть насилие, жестокость, кровь и секс.

Я полностью поддерживаю Ассоциацию документального кино СК РФ в поднятых ею проблемах и напомню, как очевидец, что сегодняшнее коматозное состояние документального кино вызвано теми, кто вот уже двадцать лет планомерно внедряет в российскую жизнь доктрину бывшего директора ЦРУ США Алена Даллеса "Борьба против СССР". Изо дня в день мы тупо и планомерно сами разрушаем нашу великую страну.

 Цитирую выдержки из доктрины: «Литература, театр, кино – всё будет изображать, и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать всех, кто станет насаждать в человеческом сознании культ секса, насилия, садизма, предательства – словом всякую безнравственность. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем таким образом расшатывать поколение за поколением, мы будем браться за людей с детских и юношеских лет, будем разлагать, разрушать её. Вот так мы это сделаем».

Возмущённый многолетним внедрением враждебной идеологии, Президент В. В. Путин, обратился к кинематографистам страны с просьбой ограничить экранную безнравственность и предложил выработать и принять «Этическую Хартию». Конечно, это не понравилось тем, кто нынешнюю свободу слова и отсутствие цензуры интерпретировал как вседозволенность, ибо давно уже вписался в «рейтинговую» гонку зарабатывания денег. Зато большинство кинематографистов восприняло предложение Президента как спасительную соломинку для отечественной культуры. И Союз Кинематографистов России первым откликнулся на призыв Президента, разработав «Этическую Хартию».

Этика в искусстве — главное. Ведь кино по определению высоконравственное искусство, содержащее идеалы и призывающие молодёжь к подражанию. Ещё во времена Дзиги Вертова документальное кино было правдой жизни и, по сути, являясь информационным, обладало чрезвычайной образностью, возвышающей его до уровня искусства. В сегодняшней документалистике признаков искусства я почти не вижу.

 

 Старая школа отечественных кинематографистов была гораздо образованнее и нравственнее. Большое значение придавалось не только изобразительному ряду, но и идейной нравственности каждого фильма. А сегодня множество фильмов насаждают – жестокость, насилие, кровь или наркотики, подавая это как «правду жизни». Для молодёжи на сегодняшнем экране почти нет для подражания положительного героя.

При обсуждении этических норм в кинодокументалистике за Круглым столом в Союзе Кинематографистов, некоторые участники почему-то заострили свое внимание на теме физических недостатков киногероев. Считаю, что само ее обсуждение в таком виде не совсем этично. Убеждён, что документальный кинематограф не имеет никакого морального права вторгаться в личную жизнь человека с врожденными физическими недостатками или инвалида, демонстрируя всему миру его слабые стороны. Если у автора нет заинтересованности в исследовании глубин человеческой духовности своего героя, и его тянет лишь к смакованию ущербности его тела, то вероятно он должен для начала попытаться понять внутреннее состояние свое героя место, и более бережно относится к его изображению на экране.

Сегодня Госфильмофонд и Красногорский киноархив вынуждены не только хранить все сдаваемые картины (в независимости от их профессионального качества), но и из года в год тратить государственные деньги на их реставрацию, необходимое периодически копирование и т.д. Так что, сегодня уже без профильного государственного Комитета или Министерства Кинематографии нам никак не обойтись. Нужна разумная и ответственная политика, справедливое распределение региональных квот. Каждый кинематографически дееспособный регион должен регулярно получать средства на производство определённого количества фильмов. И без всякого принудительного софинансирования. Средства эти необходимо распределять исключительно на местах строго и справедливо. Северо-Кавказская студия хроники получала 5 фильмов на 5 республик. Для меня вообще не понятно, как частная кинокомпания может получать государственные деньги на производство фильмов. Для этого есть банки и другие кредитные организации. Частники могут снимать сколько угодно, а потом, если их фильм представит художественную ценность, государство вполне может его у них купить. Я так представляю нынешнее частное кинопроизводство. Ведь у большинства из них нет собственной технической базы. А фильмы для них снимают совсем другие люди и совсем в других студиях, часто используя государственную телевизионную технику. Спрашивается, зачем нам плодить дармоедов и обманщиков и содержать их официально за государственный счёт?

 И в заключении, обращаясь к руководству страны, я прошу:

1. Образовать государственное Министерство по кинематографии РФ или восстановить Комитет по кинематографии — «Госкино»;

2. Внести поправки в Законодательство РФ, разрешающие руководству регионов поддерживать и финансировать производство кинематографических общественных организаций.

3. Восстановить, технически и творчески реанимировать все разрушенные ранее (в силу известных обстоятельств) киностудии в регионах (возможно в помещениях и на базе региональных отделений СК РФ);

4. Актуальное определение тематики для регионов передать из Москвы на места, а государственное финансирование фильмов распределять квотировано по регионам;

5. Убрать 30% ставки на фильмы;

6. Частным кинокомпаниям, не поддерживающим Этическую хартию, не выделять деньги на производство фильмов;

7. Идеология и пропаганда должны быть исключительно в государственных руках. Ведь частные производители не несут перед обществом моральной и материальной ответственности. Мат затронул все жанры в кинематографе, не пощадил даже детские мультики. Под угрозой срыва находятся многое авторитетные кинофестивали после того как 1-го июня был принят закон, запрещающий мат в произведениях искусства и в публичных выступлениях. Дело дошло до того, что министерство культуры объявило, что внесет в правительство поправки к нынешнему закону. Вот как мы изменились за 20 лет и научились ругаться матом на экране, что срываем кинофестивали.

По моему твёрдому убеждению, документальное кино сегодня могло бы сыграть роль не только духовного воспитателя молодёжи, но и реально укреплять сложные межнациональные отношения.

 А наше документальное кино сегодня не просто болеет, нуждаясь в срочном лечении. Этот познавательный и воспитательный жанр почти уже умер. И нам, россиянам, ни на минуту нельзя забывать, что нас окружают (к сожалению) вовсе недружественные теперь уже народы. По степени достоверности документальное кино гораздо эффективнее и влиятельнее на умы людей, нежели любой другой кино-жанр. Вот почему нам, кинематографистам, и государству необходимо, как никогда ранее, теснее сплотиться, совместно оберегая нашу народную культуру и идеологию, успешно культивируя российскую нравственную во всём мире. Для этого Государственной Думе, Правительству и Президенту необходимо принять законодательные и исполнительные решения для спасения отечественного документального кино.

Автор, режиссёр, оператор,

Председатель Дагестанского отделения СК РФ

Магомед Сулейманов