Где вы, наши герои?

Каждый народ имеет своих героев, в устном творчестве, в истории, литературе, поэзии, песенном творчестве и в кинематографе. На примере этих героев народ учится патриотическому воспитанию, творению добра, милосердию, самопожертвованию во имя торжества добра над злом. Таких героев было немало в нашем кинематографе. Советский кинематограф, в отличие от капиталистического, делал упор на гуманистическое отношение к человеку. Социалистический реализм не допускал ни в литературе, ни в театре, ни в кинематографе насилия, жестокости и смакования идей и поступков героями фильмов, противоречащих идеалам гуманизма нашего народа. На примерах этих киногероев выросло не одно поколение, которое строило заводы, фабрики, поднимало сельское хозяйство, защищало родину, воспитывало подрастающее поколение. На страже гуманизма в искусстве зорко стояло государство и правительство. Характеризуя положение в мире капитала и происходящие там процессы, Л.И.Брежнев говорил на XXV съезде КПСС: «Усилился идейно-политический кризис буржуазного общества. Он порождает институты власти, буржуазные политические партии, расшатывает элементарные нравственные нормы. Коррупция становится все более явной, и даже в высших звеньях государственной машины. Продолжается упадок духовной культуры, растет преступность».
Могли бы мы в те годы даже при дерзкой фантазии вообразить, что через 32 года слова Брежнева можно применить и к нашей стране, обществу, искусству?
В 1907 году, на заре отечественного кинематографа, В.И.Ленин говорил, что «кино, пока оно находится в руках пошлых спекулянтов, приносит больше зла, чем пользы, нередко развращая массы отвратительным содержанием».
С тех пор кинопроизводство, включая и телевизионное, выросло в десятки раз. Кинематограф приобрел новые возможности влияния на массы – как в творении добра, так и принесении зла. А это значит, что он стал еще более опасной силой всюду, где следует диктату капитала.
Те из хозяев кинобизнеса, а их у нас так много развелось, как грибы после дождя, не боятся прослыть циниками, любят щеголять словечками о том, что «деньги не пахнут», главное в киноделе – побольше заработать, получить прибыль любой ценой. Но прибыль в сфере искусства – понятие не только экономическое, оно имеет прямое отношение к идеологии, политике, нравственности общества.
Кинематограф, образующий вместе с телевидением аудиовизуальную культуру современного общества, будучи поставлен на службу капиталу, самым активным образом участвует в манипулировании общественным мнением, колонизируя сознание народа, в формировании представлений и чувствований человека по моделям, выгодным господствующему классу. Подтверждением этих слов служат программы государственных каналов телевидения, я уже не говорю о коммерческом телевидении. Нас все время хотят развлечь низкопробными шоу, уводят народ от решения насущных проблем. Исчезли с экрана герои труда в любой отрасли. Исчезло понятие патриотизма, нравственности, доброты, взаимовыручки, солидарности, сочувствия и т.д. Зато пышным цветом расцветают жестокость, насилие, равнодушие, наркомания, проституция. Эти качества, нагнетаемые телевидением и кинематографом, убивают культуру народа, деградируют его, превращая в стадо животных. Наверное, таким путем наше правительство ставит перед собой цель отчуждения народа от управления государством. Иначе как понять отсутствие до сих пор закона о земле. Почему не разрабатываются новые законы о пенсиях. Уже три года идут дебаты о коррупции и многое другое. Народ отстранили от участия в выборах, начиная с муниципальных образований, вплоть до избрания губернаторов. Тем самым нарушается Конституция страны. Мы, работники искусства, как бы ни твердили, что мы вне политики, это неправда, потому что искусство всегда отражает политику своей страны или положительную, или отрицательную. Вот наглядный тому пример: я по гранту Президента России снял фильм о народно-художественных промыслах Дагестана. До развала Союза эти отрасли процветали, продукция их была востребовано во многих странах мира, более 50 тысяч человек было занято на фабриках и комбинатах, государство получало до 70 миллионов инвалютных рублей. И вдруг, в одночасье, правительство Ельцина отказывается от народно-художественных промыслов. Акционерам не под силу поднять эту отрасль: вопросы обеспечения сырьем, зарплатой, станками и, самое главное, реализации продукции остаются нерешенными.
Одним словом, отрасль погибает, и правительство Дагестана ничего не может сделать для улучшения положения потому, что это проблема всей страны.
Народные промыслы Дагестана – это культура народа, уничтожив культуру, мы морально уничтожим свой народ. Как бы я ни хотел вмешиваться в политику, тем не менее, я осуждаю решения правительства и призываю исправить свою ошибку и взять под свое покровительство народно-художественные промыслы Дагестана. И, думаю, народ меня поддержит.
После показа первых фильмов братьев Люмьер в 1895 году повсеместно стали возникать небольшие студии, фирмы, которые снимали как документальные, так и художественные фильмы. Появился кинематограф и в России. Первые документальные фильмы были осуществлены в 1896 году В.Сашиным, а художественный фильм «Понизовая вольница» А.Дронкова, положивший начало русской художественной кинематографии, вышел в свет в 1908 году. Поэтому мы будем отмечать 100-летний юбилей российского кино 15 октября этого года.
Казалось бы, радостное событие, но, к сожалению, радости мало. За последние 18 лет не было ни одного кинопроизведения, которым гордилась наша страна своей гуманностью, целомудрием. Зато масса фильмов, захлестнувших экраны кинотеатров, которые извращают нашу историю, наши нравы, нашу культуру, похлеще зарубежных.
Кино для старшего поколения было не только средством развлечения, но и школой нравственного воспитания, школой культуры, познания наук и т.д. Поступки героев отечественных фильмов, часто становились предметом подражания подрастающего поколения, а герои сегодняшних фильмов – это киллеры, зеки, проститутки, коррумпированные и деградированные отбросы общества, и чему они учат молодежь, мы прекрасно видим. Это возросший среди молодежи нигилизм, жестокость, хулиганство, проституция, наркомания. С попустительства государственных институтов народ наш потихоньку скатывается на дно. Если раньше в спорте был девиз «выше, дальше, быстрей», то сейчас народ, особенно здоровую молодежь, призывают: «встань на яркой стороне», «еще больше освежайся», «бери от жизни все», «управляй мечтой», «все отдам за «Корону Российской империи», то есть за бутылку пива. Одним словом, одурманивают молодежь. Пойте, пейте, танцуйте, занимайтесь сексом, только не мешайте. Подтверждением сказанному телешоу «Дом-2». Только ленивый не лягнул эту передачу, а с руководства канала как с гуся вода. Молодежь призывают не учиться, не трудиться, не созидать, а заниматься интимными делами. А ведь этой молодежи придется управлять государством, и этот день не за горами.
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино» - эти слова В.И.Ленина актуальны и сегодня. Кинопроизведение, как никакое другое искусство – театр, литература, музыка, живопись – способно оказывать воздействие на умы человечества, на формирование его морально-этических норм, зная это, тем не менее, правительство страны отдало этот вид искусства на откуп частному капиталу, а дельцы, так называемые продюсеры, ринулись в кинобизнес за большими деньгами, не заботясь о морально-этических последствиях их произведений. Как правило, в этих фильмах нет крепких образов, в игре артистов давно позабыта система Станиславского, поэтому роли такие блеклые и схематичные, поверхностные. А если и появляется какой-нибудь герой, так за ним тянется целый морг трупов и реки крови.
Уходят в бессмертие классики человеческих душ, такие как Р.Гамзатов, Ч.Айтматов, А.Солженицын, В.Астафьев, В.Пикуль, Д.Лихачев, А.Приставкин; народные артисты М.Ульянов, Н.Мордюкова, А.Абдулов, Н.Гундарева, К.Лавров и многие другие. Они были нравственным тормозом нашего народа, и пока они были живы, власть как-то прислушивалась к их голосу. Они были честью и совестью нашей страны. Они выражали свой протест против кровавой капитализации страны и издевательства над своим народом. Теперь нет их с нами, и я боюсь, к5ак бы мы не растеряли нравственные ориентиры, а ведь это основной стержень нашей целостности, чистоты и культуры.
Я считаю, на государственном уровне должна быть цензура в области кино, телевидения и театра, потому что зрелищные виды искусства, где формируется мораль и культура общества должны быть под неусыпным контролем государства. Иначе это грозит нашей национальной безопасности, и мы превратимся в диких зверей, животных, для которых инстинкт превыше всего.
К большому сожалению, сколько я ни пытался создать в республике собственное кинопроизводство, мне не удалось. Причиной тому, что мы автономная республика. И ни один первый секретарь обкома с просьбой в ЦК не обратился, а ведь была возможность создать киностудию для республик Северного Кавказа. А сегодня стоят и те, что обслуживали Северо-Кавказские республики - студия документальных фильмов, телестудия «Алания».
За 70 лет Советской власти по произведениям дагестанских авторов Ахмедхана Абубакара, Нурадила Юсупова, Расула Гамзатова, а также других авторов было снято на разных студиях страны около двадцати художественных фильмов и более двухсот документальных фильмов. Их авторы - А.Меламедов, П.Маллаев, Г.Палчаев, М.Сулейманов, Ф.Астратянц, Л.Погорельская, А.Абдурашидова, А.Соколов, О.Санаев, Ф.Бахшиев; режиссеры Т.Султанов, Ю.Шахназаров, А.Алиев, М.Сулейманов, К.Арзуманов, К.Ибрагимов. И.Алиев, М.Мугадова. Снятые ими фильмы – это живая история прошлых лет, это летопись нашей республики. Не имея собственного кинопроизводства, в киноотрасли было занято более 14 тысяч работников. Ежедневно работали более 1700 кинотеатров и клубов. Самый мощный на Северном Кавказе кинопрокат с четырьмя отделениями имел более 5 тысяч фильмокопий. Наша республика получала от кинопроката ежегодно более 50 миллионов рублей, эти средства почти покрывали социальные нужды республики. Сегодня все это уничтожено варварски. Кинопрокат со всем имуществом передан Духовному управлению мусульман, «золотой фонд» фильмов республики уничтожен и никто за это не несет ответственности, а ведь это было решение Правительства республики Дагестан. В других республиках сохранили кинопрокаты и сейчас они востребованы, приносят государству доходы, а у нас нет. Благодаря Саиду Амирову, который понял раньше всех, что кино необходимо народу, отремонтировал, оснастил новейшей аппаратурой и пустил в эксплуатацию 4 кинотеатра. В других городах, к сожалению, нет ни одного кинотеатра я уже не говорю о сельских клубах, которые давно приватизированы.
В 2002 году по решению правления Союза кинематографистов РФ в Дагестане был открыт его филиал, которым я руковожу. Его основная цель – пропаганда и поддержка отечественного кинематографа, оказание моральной и творческой помощи кинематографистам, а также творческая работа с населением республики. За 6 лет сделано немало, это и проведение международных, региональных и республиканских кинофестивалей, это творческие вечера, проведение киноклубов с приглашением столичных артистов, режиссеров и многое другое. В активе филиала насчитывается более 20 членов, которые снимают фильмы о родном крае на собственные средства. Члены Союза кинематографистов РФ, режиссеры К.Арзуманов, К.Ибрагимов, М.Мугадова, А.Чекин, И.Алиев, А.Бечедов, Д.Асельдеров, М.Абдуллаев, А.Шишкин, И.Казиев, Ш.Сулейманов, А.Евтушенко, за плечами которых не один фильм, прославляют наш Дагестан на разных широтах страны своими фильмами, пропагандируют как быт, культуру, достижения республики в разных областях. К сожалению, в этом году мы не смогли провести кинофестиваль «Сталкер», правительство отказало нам в средствах, мотивируя, что мы общественная организация. Я уверен, при желании можно было найти выход, еще не поздно исправить ошибку, ведь народ привык и хочет видеть и слышать своих любимых артистов. За шесть лет своего существования филиал снял 15 документальных кинофильмов, которые получили признание не только в республике, но и на разных кинофорумах страны.
Сделано немало, но хочется сделать еще больше, но к сожалению, мы ограничены в средствах и возможности наши ничтожны. Проблемы заключается в том, что у нас нет собственного помещения для демонстрации фильмов, для премьерных показов отечественных кинолент с приглашением создателей фильма. Пользуясь случаем, хочу через вашу газету обратиться к руководству республики с просьбой. Ввиду того, что в республике нет культурного центра, я просил бы выделить из имеющегося фонда помещение или построить новое здание, где в тесном содружестве могли бы сотрудничать все союзы, дом кино, имелся бы собственный кинозал, проводились бы свои мероприятия, выставки, концерты и т.д. Это будет бесценным подарком работникам искусства, культуры и интеллигенции республики. Также необходимо заложить в бюджет республики средства на производство фильмов и проведение фестивалей.
В заключение хочу поздравить всех кинематографистов республики с Днем кинематографии и работников телевидения и со столетним юбилеем. Пожелать им крепкого здоровья, творческих успехов в их нелегком, но таком нужном народу искусстве. Хочу поздравить с праздником и многотысячную аудиторию любителей кино, которые воодушевляют нас, кинематографистов, своим вниманием и сочувствием. Счастья вам и новых хороших фильмов! И пусть вернутся к нам наши киногерои, зовущие нас к ратным подвигам.

 


Директор Дагестанского филиала СК РФ,
член СК РФ, заслуженный работник культуры РФ и РД,
лауреат государственных и международных премий,
кавалер Ордена дружбы М. Сулейманов