«Чудо» на экране
В культурно-развлекательном центре «Россия» состоялось открытие международного фестиваля о правах человека «Сталкер». В Дагестане он проводится уже 5 год, и каждый раз приезд известных кинематографистов – создателей фильмов, творческие беседы с ними, бесплатный показ карин становится настоящим праздником не только для киноманов.
В этом году право открыть фестиваль было предоставлено драме «Чудо» режиссера Александра Прошкина. До начала показа прошла творческая встреча с режиссером фильма с участием заместителя министра культуры республики Магомедрасула Магомедрасулова, заместитель главы города Махачкала Ольги Портнягиной и представителя Союза кинематографистов Дагестана Магомеда Сулейманова.
Участники встречи рассказали зрителям о том, что «Сталкер» решает ряд важных задач. В первую очередь организаторы фестиваля имеют цель привлечь внимание к кинокартинам, имеющим глубокий смысл, заставляющим думать и переосмысливать происходящие вокруг события, способные формировать правосознание и мировоззрение человека.
«Чудо» было выбрано не случайно. Сегодня, когда люди зачастую забывают о нормах морали и нравственности, уважения и к религии, фильм как бы напоминает о том, к чему может привести такая амнезия. И вместе с этим картина эта – своеобразный манифест, провозглашающий право свободы вероисповедания.
Александр Прошкин – режиссер, снимающий в основном фильмы об исторических событиях разных лет, отметил, что, по сути, все его киноленты, о каком бы времени в них не шла речь, снимаются с точки зрения современности.
- Историческое кино – это всегда фиксация настоящего времени вне зависимости от того, снимается ли фильм про 12 или 13 века, его делают с мироощущением сегодняшнего дня и во имя сегодняшнего дня. Я создаю картины совершенно разные, но, так или иначе, это одна длинная картина. Хоть они и называются по-разному и с разными сюжетами, но, как правило, они о выяснении взаимоотношений с Родиной. Это попытка понять, кто мы, что мы, откуда и куда идем и почему сформировались так, а не иначе. Ключ к этим вопросам находится в истории становления нашей нации и государства. – Утверждает режиссер.
В фильме «Чудо» дано авторское видение произошедшего, изменены имена и сюжет фактических событий, но все они развиваются вокруг окаменевшей девушки с иконой в руках.
Кого-то картина еще больше заставила уверовать, кто-то продолжал утверждать, что и сам факт стояния Зои и сам он не вызывают доверия. Но так как история Зои получила документальное закрепление, да и множество свидетелей подтверждали, что это не плод чьего-то воображения, то чудо, воссозданное на экране, действует как шоковая терапия для сознания.
Просмотрев картину, невольно приходишь к мысли, что после 1917 года, когда рушили и грабили церкви, убивали религиозных деятелей, жгли иконы и церковные книги, «остолбенеть» должны были очень многие… Хотя, если говорить в переносном значении, проводить аналогии, то можно сказать, что на самом деле на 75 лет «остолбенела» вся Россия, ведь страна оказалась выключенной из многих процессов мирового развития, а затем и постсоветское «сумасшествие» не заставило себя ждать.
Еще долго зрители этого фильма будут перебирать в памяти сюжет и каждый раз открывать для себя новый смысл и понимание рассказанного в нем.
А кинофестиваль «Сталкер» продолжается, и вплоть до 27 мая все желающие смогут бесплатно посмотреть «думающее» кино.
Газета «Дагестанская правда»
25 мая 2012 год
Наида Гасретова